Родителям будущих первоклассников
В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет.
По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период со 2 июня по 28 августа подают следующие документы:
-заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
-медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
-свидетельство о рождении ребенка.
Посещение учреждения дошкольного образования ребенком,
достигшим возраста 6 лет
В соответствии со статьей 144 Кодекса Республики Беларусь об образовании срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.
Таким образом, ребенок, достигший возраста 6 лет, имеет право продолжить получение дошкольного образования в том учреждении дошкольного образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), воспитанником которого он является.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ!
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- волевую готовность;
- коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Что нужно знать родителям о навыке письма?
Письмо — сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Подготовка ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье — ведь формирование этого навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребёнка вне стен дошкольного заведения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающий ровный и аккуратный почерк, следующие: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание.
«Первые шаги к успехам в чтении»
Вашему сыну или дочери скоро исполнится шесть лет. Перед вами встанет вопрос, как подготовить ребёнка к школе, когда начать эту подготовку, чтобы период школьной адаптации не был трудным.
По мнению М. Коула, а также известных отечественных авторов Д. Б. Элькониным, Г. А. Цукерман и др., в домашней обстановке умение читать может прийти к ребёнку так же естественно, как умение ходить и говорить.
Помочь развёртыванию этого естественного хода событий можно, создав ребёнку следующие условия:
• Родители должны подавать пример детям, читая книги, газеты, журналы.
• Время от времени детей желательно водить в библиотеку, где они могут полистать, посмотреть и выбрать интересные для них книги.
• Дома у ребёнка должно быть достаточно материалов для чтения: книг, журналов, обучающих игр.
• Обстановка дома должна быть спокойной. Во время занятий с детьми родителям нужно быть терпеливыми.
• Надо регулярно читать вслух малышу детские стихи с повторяющимися фразами, сказки, рассказы, считалки и потешки. Желательно выбирать для этого книги с хорошими иллюстрациями, яркими картинками.
• При отборе материала для чтения необходимо учитывать интересы ребёнка.
• Используйте любую возможность для общения с ребёнком, отвечайте на все его вопросы о книгах, героях произведений и обо всём остальном.
• Для содержательного общения с ребёнком устраивайте нечто вроде экскурсий, прогулок, выходов в театр, музей, цирк, на выставки. При этом обсуждайте увиденное. Это способствует развитию речевого общения.
• Способствуйте речевому творчеству ребёнка. Записывайте сочинённые им рассказы, сказки, истории, стихи. Пусть малыш сам диктует свои рассказы.
• Сделайте для ребёнка карточки с повседневно употребляемыми словами. Время от времени показывайте употреблённое ребёнком слово написанным на карточке.
• Приобретите для малыша азбуку, кубики с буквами, кассу букв.
• Разрешайте детям свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой, ножницами, линейкой, краской и др.